Технология бетона
  • 12.10.2014
    Перевозки нерудных строительных материалов

    Перевозки нерудных строительных материалов по железной дороге обусловлены неравномерностью разведанных запасов и различным качеством сырья: неодинаковыми объемами, структурой капитального строительства и уровнем развития производства нерудных строительных материалов в экономических районах,... 
    [Читать полностью]

  • 11.10.2014
    Действующие мощности в промышленности полимерных строительных материалов

    Следует повысить технический уровень промышленности строительных конструкций и материалов. Технический уровень кирпичной, известковой, гипсовой промышленности и промышленности других местных строительных материалов требует большой численности работающих и не обеспечивает необходимого качества... 
    [Читать полностью]

  • 26.08.2014
    Технология высокопрочных и долговечных бетонов

    К высокопрочным долговечным бетонам мы относим такие, которые характеризуются коэффициентом конструктивного качества больше 250 (приближающегося по величине металлов невысокого качества) и маркой по морозостойкости 200 и более. В соответствии с этим обычные высокопрочные бетоны имеют прочность при... 
    [Читать полностью]

Рациональное использование прочностных свойств арматуры

Рациональное использование прочностных свойств арматуры

Одна из основных проблем дальнейшего повышения эффективности железобетонных конструкций — снижение расхода металла. Главным источником экономии стали в строительстве является применение предварительно напряженных железобетонных конструкций, где эффективно используются арматурные стали повышенной и высокой прочности. Но обеспечение высокопрочными сортами арматурного проката значительно отстает от фактических потребностей.

Так, в поставках 1976 г. арматурного проката объединению «Харьковжелезобетон» высокопрочная сталь (Ат-У) составила только около 5% (1200 т), тогда как количество стали 35ГС (А-Ш) превысило 80% (20000 т).

Не менее важное значение приобретает экономия металла также и в обычных железобетонных конструкциях, на которые расходуется свыше 85% всей арматурной стали.

Важным источником пополнения наших металлургических ресурсов может служить рациональное использование фактических прочностных свойств арматурного проката, что связано с широкими границами изменчивости прочностных характеристик стали в пределах марки или класса и существующими условиями поставки и применения арматурного проката крупными партиями (плавками), имеющими сравнительно высокую однородность.

Исследования наиболее массовой арматурной стали марки 35ГС класса А-Ш, поступающей на заводы Ж.БК объединения «Харьков-железобетон», доказывают неизменность за последние 15 лет меж плавочного и внутри партионного разброса прочностных свойств. Около 60 процентов партий имеют существенно повышенные (на 15-35%) сопротивления арматурных стержней.

Нельзя считать массовую в настоящее время сталь класса А-Ш с расчетным сопротивлением = 3400 кг/см2 универсальным стержневым арматурным прокатом для обычных железобетонных конструкций. Рациональная группировка позволяет получить из производимого проката сталь повышенного подкласса с расчетным сопротивлением 4000 кг/см2.

Недавнее введение в СНиП промежуточных марок для бетонов преследует ту же цель — экономию за счет большей дифференциации материала. Такая дифференциация целесообразна и для арматурных сталей. Предложение и выпуск аттестованной стали марки 35ГС (ГОСТ 5.1459-72) по существу означает признание необходимости группировки арматурной стали, однако это сделано так, что не решает вопроса экономии стали. Если разделять сталь по механическим свойствам, то следует это делать наиболее рациональным образом (И. А. Попович и А. Я. Спивак, 1961).

В связи с этим вызывает сомнение отсутствие в СНиП 11-21-75 и других официальных документах указаний по рациональному использованию арматурных сталей, имеющих фактически повышенные прочностные свойства. Такие рекомендации, в частности, имелись в прежних нормах (СНиП П-В 1-62, п. 3. 6) и позволяли «… при условии, что во всех испытанных образцах горяче-катанной арматурной стали… предел текучести не менее чем на 10% превышает его нормативное значение…» вводить коэффициент условий работы та = 1,1, что обеспечивало соответственно экономию арматуры в размере 10 процентов.

Использование этой возможности и группировка сталей позволили только по одному ЗЖБК-5 объединения «Харьковжелезобетон» в течение 1971-1975 гг. сэкономить свыше 1500 тонн арматурной стали.

К числу основных путей управления уровнем прочности металлических материалов относится деформационное упрочнение. Экспериментальные исследования, а также производственный опыт внедрения подтвердили возможность на основе стали 35ГС класса А-Ш после ее сепарации, деформационного упрочнения и тепловой стабилизации в технологическом потоке получения в значительных количествах арматуры, равноценной по своим показателям стали класса А-IV (Ю. М. Михеев и др., 1969). Экономический эффект определяется повышением расчетного сопротивления с 3400 до 5000 кг/см2 (на 47% по сравнению с исходной сталью и на 11-25% по отношению к стали класса).

Массовое применение деформационного упрочнения стали 35ГС позволило ликвидировать дефицит высокопрочного арматурного проката и в 1971-1975 гг. довести по объединению «Харьковжелезобетон» удельный вес производства преднапряженных железобетонных конструкций до 45%, что почти вдвое превышает средние показатели по стране.

Становится очевидным универсальность деформационного упрочнения как средства управления уровнем прочности практически большинства стержневых арматурных сталей.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.